Доступная среда

 

 

 

 

«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»

Владимир Путин

 

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.

Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи организации доступной среды в рамках школы:

- развитие  инклюзивного образования;

- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;

- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;

- формирование доступной среды.

 

ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ НА 2022-2025 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Нормативно-правовые документы в сфере образования детей с ОВЗ

 

Наличие объектов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет. Практические занятия осуществляются в учебных кабинетах. 
 Наличие средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья  Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
 Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть приобретены по запросу родителей (законных представителей).
Специальные условия охраны здоровья.  В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»  МБОУ «Крутовская ОШ» создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.  Основные направления охраны здоровья:

- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

- организация питания учащихся;

- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

- организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

- прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;

- обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;

- профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;

- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Наличие объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья  В школе имеется спортивный зал, тренажёрный зал  для проведения уроков по физической культуре, соревнований, занятий спортивного клуба. Спортивный зал имеет хорошую материально-техническую базу для выполнения в полном объеме учебных программ, для организации и проведения различных спортивных соревнований. Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья В школе созданы условия для организации питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Питание школьников организовано в соответствии с требованиями санитарных норм.Столовая рассчитана на 40 посадочных мест. В столовой выпускается разнообразный ассортимент готовых блюд. Подробнее...

Специальные условия питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организуются по запросу родителей (законных представителей).
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Медицинское обслуживание учащихся осуществляется на основании договора «Об оказании медицинской помощи обучающимся» с Велижской  центральной районной больницей. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляет фельдшер ФАП д. Крутое. Специализированные условия охраны здоровья для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Наличие библиотек, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья  В школе функционирует библиотека, являющаяся её структурным подразделением и осуществляющая свою деятельность на основании Положения о школьной библиотеке. В фонде библиотеки имеется в необходимом количестве учебная и художественная литература. В библиотеке имеются периодические издания для учителей и журналы для детей. Библиотека не оборудована специальными приспособлениями для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается при помощи физических лиц (педагогов, сопровождающих, технического персонала) по предварительной договоренности.

Здание не оборудовано подъемниками и иными устройствами для передвижения маломобильных граждан, обеспечивающими доступ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таблички и вывески не дублированы с использованием шрифта Брайля.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья   Учащимся и сотрудникам обеспечивается доступ к информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам и информационным системам, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. В школе работает кабинет информатики  с выходом в Интернет. (Договор с ОАО "Ростелеком"). Учебные кабинеты оснащены мультимедийными проекторами и персональными компьютерами. Для безопасности получения и использования информации на всех компьютерах установлена программа контентной фильтрации.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья  Электронные образовательные ресурсы доступны учащимся и педагогам школы через Единое окно доступа к образовательным ресурсам и Единая коллекия ЦОР.Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья могут быть приобретены при наличии необходимости. Доступ к электронным образовательным ресурсам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможен при наличии версии для слабовидящих.   Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется при помощи учителя информатики.
Организация безопасности, антитеррористической защищенности и охраны труда всех участников образовательных отношений, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  Одним из основных направлений в работе является создание безопасных условий, антитеррористической защищенности и охраны труда всех участников образовательных отношений, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью в школе постоянно проводится работа по совершенствованию материально-технической базы для создания оптимальных условий безопасного функционирования образовательного учреждения:

- школа полностью оснащена средствами пожаротушения;

- здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, средствами речевого оповещения и управления эвакуацией;

-  заправлены огнетушители;

- имеются световые указатели запасных выходов, планы эвакуации по этажам;

- установлена тревожная кнопка;

- имеется наружное видеонаблюдение;

- смонтировано освещение территории школы;

- установлено ограждение по периметру территории школы;

В школе своевременно и в полном объеме выполняются предписания контролирующих организаций.

 

Для каждой группы детей нужно использовать определенные ЭОР.

Нарушение зрения

 www.sona-mar.narod.ru«Слепой ребенок» – сайт рассказывает об особенностях воспитания, обучения и адаптации незрячих детей на примере личного опыта матери незрячего ребенка. Здесь собраны материалы, описывающие особенности развития детей с различными нарушениями зрения, перечисляются ссылки на сайты с родственной тематикой.

www.rgbs.ru– Российская государственная библиотека для слепых (РГБС). РГБС – специализированная библиотека универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, уникальное книгохранилище всех видов и жанров литературы, как на обычных, так и на специальных носителях. В своей работе сотрудники РГБС активно используют современные информационные и компьютерные технологии: создана электронная база данных на все виды документов, работает компьютерный зал с выходом в Интернет и доступом к базам данных крупнейших библиотек Москвы. На сайте библиотеки можно ознакомиться со свежими новостями, подобрать литературу через электронный каталог, узнать об информационных ресурсах, издательской деятельности и правилах пользования библиотекой.

http://www.defectolog.ru Рекомендации для родителей по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога. Сборник развивающих игр.

http://www.lekoteka.ru/ Российская Лекотека - это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Для специалистов предлагается нормативная документация, каталог оборудования, игровых и методических материалов, ответы на вопросы, информация о курсах. Эти сайты полезны учителям – тифлопедагогам и родителям.

 

Нарушение слуха

https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-sluxa-v-shkole/ информационный сайт, который могут использовать и родители и учитель. На сайте можно найти информацию о особенностях детей с НС, методами и приемами их обучения, проконсультироваться с специалистом, посмотреть, как живут люди с такой особенностью.

http://www.deafworld.ruсайт содержит обширный методический материал для развития и обучения детей с первого дня их жизни. На сайте обозначены социальные вопросы и ответы на них. Сайт полезен учителю – сурдопедагогу и родителям.

https://www.youhear.ru/materials_for_rehab_with_cochlea_implant/ сайт содержит методические материалы для работы детей с нарушениями слуха на разных этапах обучения.

http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=409 информационно-методический портал по инклюзивному образованию. Содержит статьи, методические разработки занятий, а также нормативно-правовые акты, служащие основой работы с детьми с ОВЗ.

Эти сайты могут использовать учителя – сурдопедагоги и родители.

 

Задержка психического развития (ЗПР)

http://logoped.sad60.edusite.ru/p23aa1.html сайт учителя логопеда, которые содержит материалы по работе с детьми с зпр, методические рекомендации по организации работы с такими детьми, а также упражнения, игры и занятия, направленные на коррекцию.

2.https://topmpk.jimdo.com сайт, который будет очень кстати, когда ребенок пойдет в детский сад и в  первый класс, так как этот сайт содержит ответы на самые главные вопросы родителей: как будут работать с моим ребенком? Как будут оценивать его деятельность? Будет ли ребенок сдавать экзамен и тд.

http://profilaktika.tomsk.ru/?p=11039 сайт центра медицинской профилактики, который рассказывает о ЗПР с точки зрения медицины, также представлены примеры коррекционных занятий и консультации для родителей.

https://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-psihomotornogo-razvitija/ сайт центра развития и абилитации ребенка. Сайт содержит материал для логопедической работы с детьми с ЗПР, также представлен материал для консультирования родителей.

Эти сайты могут использовать учителя, учителя – логопеды и родители.

 

Нарушение интеллектуального развития

http://www.bekhterev.ru/clinika/psihiatriya/deti/umstvennaya-otstalost/index.php сайт национального медицинского центра психологии и неврологии им В.М. Бехтерева. Сайт содержит материал о заболевании, с медицинской точки зрения. Представлен материал для диагностики и коррекции заболевания.

http://laska-alania.ru/parents.php сайт детского дома интерната для детей с НИР. Сайт содержит материал о том, как строят жизнь дети с данной особенностью, можно прочитать советы по развитию и воспитанию ребенка.

http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.

Тяжелые нарушения речи

https://xn--90ailsaobcfbu5g.xn--p1ai/ сайт психологической помощи семьям, которые воспитывают особого ребенка и не знают, какую тактику выбрать.

http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4845 сайт управления образования республики Беларусь. Сайт содержит опыт учителей по работе с детьми с ТНР.

https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.

 

Нарушения опорно-двигательного аппарата

 http://aplazia.invamama.ru/ сайт о пороках развития конечностей у детей. Материал представлен кратко и точно.

http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.

http://www.elfikacka3ka.ru/ сайт сказкатерапии, который полезен и учителям и родителям.

 

Расстройство поведения и общения

http://deti-kak-deti.org/index.html сайт о особых детях, их жизни. Больше похоже на социальный блог, но есть информация о воспитании и обучении.

http://etoneotvet.ru/ сайт социальной поддержки особых детей.

https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.

 

Наибольшую образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ.

https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/ Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.

 

https://uchi.ru/teachers/stats/main - отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.

 

https://iqsha.ru/ онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.

 

https://chudo-udo.info/ детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.

 

http://poskladam.ru/ онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  - нет.

Дата последнего обновления страницы 14.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»